Учебные пособия и методические рекомендации по региональному компоненту
1. Стрелова, О.Ю. История Дальнего Востока России в древности и Средневековье: учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных организаций/ О.Ю. Стрелова, М.И. Романова. – Русское слово, 2019. – 128с.: ил. – (Региональный компонент).
Учебное пособие охватывает прошлое региона с доисторических времен до Средневековья, знакомит с древними народами, памятниками, преданиями и современными археологическими открытиями, приглашает школьников совершить путешествие в глубину веков и тысячелетий истории Дальнего Востока России.
Научно-методическая концепция учебного пособия основана на системно-деятельностном подходе в обучении и способствует организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках истории и внеклассных занятиях, личностному развитию т гражданско-патриотическому воспитанию юных дальневосточников.
2. Ресурсы инновационной активности педагогов и школьников в работе с региональным учебным пособием: методические рекомендации/ О.Ю. Стрелова. - Хабаровск: ХК ИРО, 2020. - 32с.
Автор методических рекомендаций раскрывает специфику реализации регионального содержания образования по ФГОС ОО, особенности новой учебной книги по истории и обозначает направления ее апробации, тем самым создавая условия для разработки инновационных педагогических проектов. Издание адресовано учителям истории и педагогам Хабаровского края, которые в новом учебном году планируют работать с новым учебным пособием в рамках внеурочной деятельности учащихся основной школы, в системе дополнительного образования школьников по направлениям "Краеведение", "Туризм", "Музейная педагогика" и др.
3. Стрелова, О.Ю. История Дальнего Востока России в новое время (XVII-XVIII вв.): учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных организаций/ О.Ю. Стрелова. – Москва: Русское слово, 2022. – 144с.: ил. – (Региональный компонент).
Учебное пособие продолжает путешествие в глубину веков истории Дальнего Востока России. Теперь из древности и Средневековья оно переносит школьников в Новое время и открывает панораму жизни и культуры дальневосточных народов в эпоху Великих географических открытий, походов русских землепроходцев "встречь солнца" в XVIII столетии.
Научно-методическая концепция учебного пособия основана на системно-деятельностном подходе в обучении и способствует организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках истории и внеклассных занятиях, личностному развитию т гражданско-патриотическому воспитанию юных дальневосточников.
4. История Дальнего Востока России в древности и Средневековье: сборник методических материалов краевого конкурса/ автор-составитель О.Ю. Стрелова. – Хабаровск: ХК ИРО, 2021. – 36с.
Автор сборника представляет результаты и перспективы интеграции региональной системы общего образования и профессионального развития педагогов, объясняет возможности этого конкурса в апробации нового издания в школах Хабаровского края, а шире – в развитии инновационной деятельности учащихся, учителей, специалистов дополнительного образования и учреждений культуры
5. Стрелова, О.Ю. Тематические уроки к Календарю образовательных событий: методическое пособие/ О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский, Т.В. Болотина. – Москва: Русское слово, 2019. - 144с.
Данное пособие подготовлено в соответствии с Календарём образовательных событий, который ежегодно направляется Министерством просвещения РФ органам управления сферой образования. Поскольку список памятных дат, к которым в Календаре приурочены образовательные события, весьма значителен, авторы методического пособия для каждого месяца учебного года отобрали по одной дате, наиболее ярко демонстрирующей принадлежность образовательного события к ключевым событиям отечественной истории и культуры.
Методические рекомендации помогут в работе школьным преподавателям, специалистам органов управления сферой образования, преподавателям организаций дополнительного профессионального образования и образовательных организаций различных типов и видов.
6. Тэмина, М.Г. Нивхский язык (амурский диалект): 4 класс: учебное пособие по изучению родного языка и развитию речи для общеобразовательных организаций/ М.Г. Тэмина. – Санкт-Петербург: филиал издательства "Просвещение", 2019. – 103с.: ил. – (Новый учебник Дальнего Востока) (ФГОС).
Данное пособие для начальной школы позволяет организовать изучение нивхского языка (амурский диалект) как родного в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии реализуется коммуникативный принцип, учитываются национально-региональные особенности, представлена современная система условных обозначений.
7. Примерная образовательная программа учебного предмета "Родной (нивхский) язык" (амурский диалект) для 1-4 классов/ М.Г. Тэмина; под редакцией Е.И. Осеевой, Т.В. Мельниковой. – Хабаровск: ХК ИРО, 2020. – 52с.
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся 1-4 классов, изучающих амурский диалект нивхского языка. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей предметного содержания. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания.
8. Организация деятельности учителя родного языка, направленная на создание языковой образовательной среды: методические рекомендации/ составитель М.Г. Тэмина. – Хабаровск: ХК ИРО, 2019. – 27с.
Методические рекомендации предназначены для учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. В материалах рекомендаций представлен опыт педагогов по обучению родному языку и созданию языковой образовательной среды.
9. Примерная образовательная программа учебного предмета "Родной (удэгейский) язык" для 1-4 классов начального общего образования/ Н.И. Андреева, О.С. Кялундзюга; под редакцией Е.И. Осеевой. – Хабаровск: ХК ИРО, 2020. – 72с.
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся 1-4 классов, изучающих родной (удэгейский) язык. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей предметного содержания. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания.
10. Интеграция эвенского этнокультурного компонента в содержание школьных предметов и во внеурочную деятельность: сборник материалов/ авторы –составители А.П. Коваль, А.А. Павлова; под общей редакцией Е.И. Осеевой, Т.И. Фисенко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2022. – 48с.
В издании рассматривается система работы школы МКОУ СОШ с. Арка Охотского района Хабаровского края по этнокультурному образованию обучающихся через интеграцию эвенского этнокультурного компонента в содержание школьных предметов и во внеурочную деятельность, что способствует формированию целостных знаний о родном крае, развитию творческих и исследовательских умений, воспитанию любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.
11. Путешествие по Хабаровскому краю: рабочая тетрадь регионального компонента по географии для 5-6 классов/ автор-составитель Ю.М. Горошко; научный консультант Г.Н. Паневина. – Хабаровск: ХК ИРО, 2019. – 58с.
Рабочая тетрадь разработана в помощь учителю, реализующему региональный компонент по географии, часы которого включены в рабочую программу по географии 5-6 классов. Цель материалов – формирование у школьников знаний о среде обитания, естественнонаучного фундамента кругозора на основе регионального материала и высокого уровня владения деятельностью, установленной требованиям ФГОС для учащихся.
12. Особенности географического образования в старшей школе в условиях реализации ФГОС СОО: методические рекомендации/ автор-составитель Г.Н. Паневина. – Хабаровск: ХК ИРО, 2020. – 36с.
В рекомендациях представлен анализ результатов ГИА и задачи на повышение уровня подготовки учителей географии. Даны ответы на вопросы, волнующие учителя географии: как повысить качество образования, какие основные шаги должен сделать учитель географии совместно с администрацией образовательного учреждения? В чем отличительные особенности географического образования в старшей школе? Как должен измениться урок географии в старшей школе? Методические рекомендации станут навигатором в "географическом океане" каждого общеобразовательного учреждения.
13. Повышение качества школьного географического образования в Хабаровском крае: от анализа ЕГЭ к обновлению методики обучения: методические рекомендации/ автор-составитель Г.Н. Паневина. – Хабаровск: ХК ИРО, 2021. – 68с.
Сборник состоит из 3-х частей: первая – анализ выполнения экзаменационных работ участниками ЕГЭ 2021 года; вторая – характеристика заданий, допущенные ошибки и рекомендации по изменению преподавания отдельных тем с учетом допущенных ошибок; третья – тренировочные задания для включения в уроки географии при изучении сложных разделов и тем (в 7-11 классах).
14. Соловьева, Ю.А. География: 10 тренирочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ Ю.А. Соловьева, Г.Н. Паневина. – Москва: АСТ, 2022. – 112с. – (ОГЭ-2023).
Вниманию школьников 9-х классов предлагается пособие для подготовки к ОГЭ, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по географии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями основного государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.
15. Соловьева, Ю.А. География: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ Ю.А. Соловьева, Г.Н. Паневина. – Москва: АСТ, 2022. – 208с. – (ОГЭ-2023).
Вниманию школьников 9-х классов предлагается пособие для подготовки к ОГЭ, которое содержит 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ по географии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями основного государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.
16. Соловьева, Ю.А. География: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ Ю.А. Соловьева, Г.Н. Паневина. – Москва: АСТ, 2021. – 112с. – (ОГЭ-2022).
Вниманию школьников 9-х классов предлагается поcобие для подготовки к ОГЭ, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по географии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями основного государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.
17. Соловьева, Ю.А. География: 10 тренирочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ Ю.А. Соловьева, Г.Н. Паневина. – Москва: АСТ, 2020. – 112с. – (ОГЭ-2021)
Вниманию школьников 9-х классов предлагается поcобие для подготовки к ОГЭ, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по географии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями основного государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.
18. Соловьева, Ю.А. География: 20 тренирочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ Ю.А. Соловьева, Г.Н. Паневина. – Москва: АСТ, 2020. – 208с. – (ОГЭ-2021).
Вниманию школьников 9-х классов предлагается пособие для подготовки к ОГЭ, которое содержит 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ по географии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями основного государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/760967/
19. Об особенностях реализации содержания предметной области и учебного предмета "Технология" в 2021/2022 учебном году: методические рекомендации/ автор-составитель Е.А. Гарник. – Хабаровск: ХК ИРО, 2021. – 44с.
В методических рекомендациях рассматриваются основные направления модернизации содержания и методов обучения в учебном предмете "Технология", представлено обновленное содержание учебного предмета, описаны модели изучения предмета на базе различных образовательных организаций.
20. Эффективные практики, инструменты построения поликультурного пространства образовательной организации (редкие иностранные языки): сборник методических материалов/ под общей редакцией Л.Л. Беляевой. – Хабаровск: ХК ИРО, 2020. – 52с.
Сборник содержит описание эффективных образовательных практик инновационных команд образовательных организаций Хабаровского края по направлению формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках предметной области "Иностранный язык".
21. Преподавание русского родного языка и родной литературы в образовательных организациях Хабаровского края: методические рекомендации/ И.Н. Кравченко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2021. – 64с.
В рекомендациях раскрываются особенности организации обучения русскому родному языку и родной литературе в образовательных организациях Хабаровского края в 2020/2021 учебном году, акцентируется внимание на актуальных для педагога-словесника нормативных документах, словарях, справочниках, материалах, которые могут быть полезны при организации обучения школьников русскому языку как родному. В приложениях представлены таблицы, составленные на основе анализа ФГОС, примеры рабочих программ по предметам "Русский язык", "Родной язык" (русский) и задания, направленные на достижение предметных результатов по русскому родному языку.
22. Преподавание русского языка и литературы в образовательных организациях с полиэтническим составом обучающихся: методические рекомендации/ И.Н. Кравченко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2019. – 62с.
Методические рекомендации раскрывают особенности организации обучения русскому языку и литературе в образовательных организациях Хабаровского края детей из семей трудовых мигрантов, акцентируют внимание на методике работы и современных терминах, принятых для обозначения обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья. В приложениях даны материалы, которые могут быть полезны при обучении детей-инофонов в условиях поликультурного социума образовательных организаций края.
23. Преподавание литературы в современной школе: методические рекомендации/ автор-составить И.Н. Кравченко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2021. – 182с.
В рекомендациях рассматриваются особенности преподавания учебных предметов "Литература" и "Родная литература (русская)", результаты ГИА по литературе 2018-2020 годов и типичные ошибки, допускаемые выпускниками, варианты работы по их пропевдике: продуктивные и тестовые задания, использование стратегий смыслового чтения и литературоведческих материалов при анализе текста художественного произведения. Особый интерес представляет опыт работы педагогов в рамках электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
24. Особенности организации образовательной деятельности по достижению планируемых предметных результатов по учебному предмету "Биология" в 2020/2021 учебном году: методические рекомендации/ автор-составитель Е.Г. Пак. – Хабаровск: ХК ИРО, 2020. – 28с.
Методические рекомендации рассматривают особенности организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов по учебному предмету "Биология" в 2020/2021 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС, примерной основной образовательной программы и в контексте результатов ГИА.
25. Об обновлении содержания, организации образовательной деятельности и системе оценивания индивидуальных достижений обучающихся по учебному предмету "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" в 2020/2021 учебном году: методические рекомендации/ автор-составитель Е.А. Гарник. – Хабаровск: ХК ИРО, 2020. – 60с.
В рекомендациях отражены особенности организации образовательной деятельности по учебному предмету " Обеспечение безопасности жизнедеятельности" в связи с обновлением содержания. Примерной основной образовательной программы ми совершенствования технологий преподавания предмета и возможный инструментарий оценки предметных результатов обучающихся. В приложениях к рекомендациям представлены материалы из примерных основных образовательных программ для сравнительного анализа, а также материалы из опыта работы педагогов края.
26. Осеева, Е.И. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников: учебник для специальности «Преподавание в начальных классах»/ Е.И. Осеева, Г.И. Пигуль, И.В. Сеньчукова. – Москва: КНИОРУС, 2022. – 200с. – (Среднее профессиональное образование).
Представлены теоретические и методические основы планирования и организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. В содержание включены обобщающие таблицы, задания для самоконтроля, а также практические работы, направленные на систематизацию знаний. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».